_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Пятиступенчатая коробка передач ГАЗ 3110
1 – задняя часть картера коробки передач с удлинителем;
2 – вторичный вал;
3 – привод спидометра;
4 – подшипник блока шестерен;
5 – блок шестерен;
6 – болт;
7 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 5-й передачи;
8 – синхронизатор 5-й передачи и заднего хода;
9 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни заднего хода;
10 – прокладка;
11 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода;
12 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
13 – игольчатый подшипник;
14 – промежуточная шестерня заднего хода;
15 – штифт;
16 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода;
17 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1-й передачи;
18 – синхронизатор 1-й и 2-й передач;
19 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2-й передачи;
20 – игольчатый подшипник;
21 – маслозаливная пробка;
22 – полукольцо;
23 – передняя часть картера коробки передач;
24 – регулировочное кольцо;
25 – упорная шайба;
26 – стопорное кольцо;
27 – стопорное кольцо;
28 – сальник;
29 – крышка подшипника первичного вала с направляющей втулкой;
30
– первичный вал;
31 – выключатель света заднего хода;
32 – подшипник первичного вала;
33 – передний роликовый насыпной подшипник вторичного вала;
34 – стопорное кольцо;
35 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 4-й передачи;
36 – сапун;
37 – вилка переключения 3-й и 4-й передач;
38 – болт;

39 – синхронизатор 3-й и 4-й передач;
40 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3-й передачи;
41 – шток включения 3-й и 4-й передач;
42 – шестерня 3-й передачи;
43 – стопорное кольцо полуколец;
44 – стопорный шарик;
45 – шестерня 2-й передачи;
46 – вилка переключения 1-й и 2-й передач;
47 – шток включения 1-й и 2-й передач;
48 – вилка переключения 5-й передачи и заднего хода;
49 – шток включения 5-й передачи и заднего хода;
50 – шарик фиксатора;
51 – пружина фиксатора;
52 – болт;
53 – пластина фиксаторов;
54 – рукоятка;
55 – верхняя часть рычага переключения передач;
56 – упорный конус;
57 – верхняя подушка рычага;
58 – распорная втулка;
59 – нижняя подушка рычага;
60 – запорная втулка;
61 – уплотнитель верхней крышки;
62 – пружина рычага;
63 – штифт;
64 – нижняя часть рычага переключения передач;
65 – стопорный палец штоков;
66 – стопорный плунжер штоков;
67 – головка штока;
68 – болт;
69 – блокировочная втулка;
70 – пружина блокировочной втулки;
71 – корпус рычага переключения передач;
72 – упорное кольцо;
73 – штифт;
74 – стопорное кольцо;
75 – задний подшипник вторичного вала;
76 – сталебаббитовая втулка;
77 – сальник


Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — передней 23 и задней 1. Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками, запрессованными в передний картер. Передний и задний картеры соединены между собой десятью болтами 6. Для герметичности между картерами установлена паронитовая прокладка 10 толщиной 0,33 мм.

Шестерня первичного вала 30, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком 5 шестерен. Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках 20 с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня 14 заднего хода вращается на насыпных роликах Ж 3 мм на оси 12, опоры которых крепятся в обоих картерах болтами 11 и 16.

Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.

Осевые перемещения деталей вторичного вала 2 ограничены стопорными кольцами 34 и 74, упорным кольцом 72, двумя упорными полукольцами 22, удерживаемыми стопорным кольцом 43, и буртиком вторичного вала.

Шариковый подшипник первичного вала фиксируется на валу стопорными кольцами 27 и в картере — 26. Задний подшипник 75 вторичного вала также фиксируется стопорным кольцом.

Блок 5 шестерен вращается на шариковых подшипниках 4, установленных в посадочных местах передней и задней части картеров. Осевой зазор блока шестерен регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец 24, устанавливаемых в посадочное место переднего картера. Венцы блока шестерен 5 на промежуточный вал установлены с натягом.

Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров 66 и стопорного пальца 65. От случайного включения передачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной. Штоки переключения передач фиксируются шариками 50, нагруженными пружинами 51.

Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленвала.

Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из которых (поз. 28) установлен на первичном валу в крышке подшипника первичного вала 30, а два других (поз. 77) — в удлинителе заднего картера.

Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.

Таблица 3.3. Номинальные размеры и посадка сопрягаемых деталей пятиступенчатой коробки передач

Наименование детали

Номинальный диаметр, мм

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный диаметр, мм

Подшипник первичного вала

80 –0,030

Передний картер коробки передач

80 –0,011

Подшипник вторичного вала

75 –0,011

Задний картер коробки передач

75 +0,030

Подшипник блока шестерен

62 –0,013

Передний картер коробки передач

62 +0,030

Подшипник блока шестерен

62 –0,013

Задний картер коробки передач

62 +0,030

Промежуточная шестерня заднего хода

24 +0,020
24 +0,007

Ось промежуточной шестерни заднего хода, игольчатый подшипник

18 –0,011 +
2·3 –0,010

Шестерни

2-й, 3-й, 5-й передач

42 +0,025
42 +0,009

Вторичный вал, игольчатый подшипник

37 –0,090 +
2·2,5 –0,010

37 –0,025 +
2·2,5 –0,010

Шестерни 1-й передачи и заднего хода

47 +0,025
47 +0,009

Вторичный вал, игольчатый подшипник

42 –0,090 +
2·2,5 –0,010

42 –0,025 +
2·2,5 –0,010

Первичный вал

30,254 +0,025

Вторичный вал, роликовый подшипник

19,235 –0,013 +
2·5,5 –0,007

Ступица синхронизатора

1-й, 2-й передач

2,847 +0,023
2,847 +0,063


ширина шлица

Вторичный вал

2,847 -0,063
2,847 -0,023


ширина шлица

Ступица синхронизатора

5-й передачи и заднего хода

2,847 +0,063
2,847 +0,023


ширина шлица

Вторичный вал

2,847 -0,023
2,847 -0,063


ширина шлица

Ступица синхронизатора

3-й, 4-й передач

1,441 +0,063
1,441 +0,023


ширина шлица

Вторичный вал

1,441 -0,023
1,441 -0,063


ширина шлица

Скользящая муфта синхронизатора

4,181 +0,080
4,181 +0,030


ширина шлица

Ступица синхронизатора

4,181 -0,030
4,181 -0,080


ширина шлица

Скользящая вилка карданной передачи

2,068 +0,045
2,068 +0,030


ширина шлица

Вторичный вал

42,068 –0,080
42,068 –0,120


ширина шлица

Передняя и задняя части картера коробки передач

14 +0,075
14 +0,032

Шток включения передач

14 –0,011

Приводная шестерня промежуточного вала

35 +0,014
35 –0,011

Промежуточный вал

35 +0,076
35 +0,060

Шестерня 2-й передачи промежуточного вала

38 +0,014
38 –0,011

Промежуточный вал

38 +0,076
38 +0,060

Шестерня 3-й передачи промежуточного вала

37 +0,014
37 –0,011

Промежуточный вал

37 +0,076
37 +0,060

Шестерня 5-й передачи промежуточного вала

35 +0,014
35 –0,011

Промежуточный вал

35 +0,076
35 +0,060

Сталебаббитовая втулка

38 +0,015

Скользящая вилка карданной передачи

38 –0,025
38 –0,050

Вилки и головки штоков включения передач

14 +0,024
14 +0,006

Штоки включения передач

14 –0,011

Задний картер коробки передач

8 +0,051
8 +0,025

Плунжер

8 –0,058

Скользящие муфты синхронизатора

8 –0,250

Вилки штока включения передач

8,5 +0,015

Корпус механизма переключения (сферическая поверхность)

35 –0,100

Рычаг переключения (сферическая поверхность)

35 –0,100
35 –0,350

Головка штока включения передач

14 +0,160
14 +0,050


ширина паза

Рычаг переключения передач (нижняя часть)

14 –0,240

сферическая поверхность

Рычаг переключения передач (нижняя часть)

6,2 +0,200

ширина паза

Штифт

6 –0,048

Наименование детали

Зазор, мм

Натяг, мм

min

max

min

max

Подшипник первичного вала

0,000

0,041

__

__

Подшипник вторичного вала

0,000

0,041

__

__

Подшипник блока шестерен

0,000

0,043

__

__

Подшипник блока шестерен

0,000

0,043

__

__

Промежуточная шестерня заднего хода

0,007
суммарный

0,051
суммарный

__

__

Шестерни

2-й, 3-й, 5-й передач

0,018
суммарный

0,070
суммарный

__

__

Шестерни 1-й передачи и заднего хода

0,018
суммарный

0,070
суммарный

__

__

Первичный вал

0,019
суммарный

0,071
суммарный

__

__

Ступица синхронизатора

1-й, 2-й передач

0,046

0,126

__

__

Ступица синхронизатора

5-й передачи и заднего хода

0,046

0,126

__

__

Ступица синхронизатора

3-й, 4-й передач

0,046

0,126

__

__

Скользящая муфта синхронизатора

0,060

0,160

__

__

Скользящая вилка карданной передачи

0,100

0,165

__

__

Передняя и задняя части картера коробки передач

0,032

0,086

__

__

Приводная шестерня промежуточного вала

__

__

0,046

0,087

Шестерня 2-й передачи промежуточного вала

__

__

0,046

0,087

Шестерня 3-й передачи промежуточного вала

__

__

0,046

0,087

Шестерня 5-й передачи промежуточного вала

__

__

0,046

0,087

Сталебаббитовая втулка

0,025

0,065

__

__

Вилки и головки штоков включения передач

0,006

0,035

__

__

Задний картер коробки передач

0,025

0,119

__

__

Скользящие муфты синхронизатора

0,500

0,900

__

__

Корпус механизма переключения (сферическая поверхность)

__

__

__

__

Головка штока включения передач

0,050

0,400

__

__

Рычаг переключения передач (нижняя часть)

0,200

0,448

__

__

 СНЯТИЕ

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


1. Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник. 2. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи. 3. Слить масло из коробки передач (см. подраздел 3.3.2, пункты 1-4).
   Снятие ГАЗ 3110  Снятие ГАЗ 3110
 4. Установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. 5. Изнутри салона подцепить отверткой и снять переднюю вставку консоли. 6. Сдвинуть вверх резиновый чехол 1. Отвернуть колпак 2 рычага. Если колпак невозможно отвернуть рукой, необходимо воспользоваться клещами типа «кобра».
7. Вынуть вверх рычаг переключения передач в сборе.
8. Снять карданную передачу (см. подраздел 3.5.2).

 Снятие ГАЗ 3110

 Снятие ГАЗ 3110

 Снятие ГАЗ 3110

9. Отсоединить провода от контактов выключателя света заднего хода.

10. Отсоединить колодку 1 с проводами от датчика скорости и вынуть провод из держателя 2.

11. Отвернуть болт и отсоединить приемную трубу от кронштейна коробки передач.

 Снятие ГАЗ 3110

 Снятие ГАЗ 3110

 

12. Отвернуть две гайки 1 крепления задней опоры силового агрегата к коробке передач. Отвернуть четыре болта 2 крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к кузову. 13. Отвернуть два болта крепления фланца выхлопной трубы к глушителю и разъединить глушитель и выхлопную трубу. 14. Отсоединить глушитель от кронштейна крепления его к кузову.
 Снятие ГАЗ 3110  Снятие ГАЗ 3110  

15. Отвернуть два болта 1 крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления. Отвернуть болт 2 крепления рамки чехла вилки выключения сцепления и снять вилку 3 вместе с рамкой и чехлом.

16. Отвернуть четыре гайки крепления коробки передач
к картеру сцепления.

17. Снять коробку передач, повернув ее по часовой стрелке. При этом необходимо следить, чтобы первичным валом не повредить детали сцепления. Если возникнут затруднения при снятии коробки передач, то необходимо снять полностью систему выпуска газов (см. подраздел 2.5.4, пункты 1-4).

РАЗБОРКА

1. Очистить от грязи и вымыть снаружи коробку передач.

2. Отвернуть маслоналивную и маслосливную пробки и слить масло из коробки передач, если ранее этого сделано не было.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

3. Снять выжимной подшипник сцепления и поролоновое кольцо 1 с направляющей втулки.

4. Отвернуть болты и снять заднюю опору двигателя с кронштейном, если этого не сделали при снятии коробки передач с автомобиля.

5. Вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

6. Отвернуть болт 1 крепления стопора привода спидометра, снять стопор 2 и привод 3 спидометра.

7. Вывернуть сапун.

8. Отвернуть четыре болта 1 и снять корпус 2 рычага переключения передач с прокладкой.

 

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

9. Отвернуть три болта 1 и снять крышку подшипника первичного вала с направляющей втулкой 2 выжимного подшипника сцепления с прокладкой.

10. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере коробки передач.

11. Снять стопорное кольцо подшипника первичного вала при необходимости его замены.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

13. Разъединить передний и задний картеры коробки передач. Для этого можно зажать удлинитель в тисках с мягкими накладками на губки и ударять медным молотком по приливам с отверстиями крепления переднего картера к картеру сцепления. При этом стараться не порвать прокладку.

14. Вынуть из посадочного места под передний подшипник промежуточного вала на переднем картере коробки передач регулировочные кольца 24 (см. рис. Пятиступенчатая коробка передач), если они были установлены.

12. Отвернуть десять болтов крепления переднего картера коробки передач к заднему картеру.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

15. Отвернуть два болта 1 крепления и снять пластину 2 фиксаторов штоков с прокладкой.

16. Вынуть три пружины фиксаторов.

17. Установить шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 

18. Отвернуть стопорные болты крепления вилок переключения к штокам.

19. Промаркировать вилки переключения передач (их принадлежность к штокам и ориентация). Выбить штоки выколоткой из мягкого материала и снять их. Первым снимают шток 3 включения 5-й передачи и заднего хода, вторым — шток 1 включения 1-й и 2-й передач, а последним — шток 2 включения 3-й и 4-й передач. При снятии штока включения 3-й и 4-й передач следить за тем, чтобы не потерять стопорный палец, установленный в отверстии што-ка. Снять вилки переключения 1-й и 2-й и 3-й и 4-й передач со скользящих муфт синхронизаторов.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

20. Вынуть шарики фиксаторов, подставив

руку и протолкнув их отверткой через отверстия внутрь картера.

21. Вынуть два стопорных плунжера с помощью специального инструмента или проволоки, загнутой крючком.

22. Если необходимо разобрать шток включения 5-й передачи и заднего хода, то сначала надо вывернуть стопорный болт 1, а затем снять со штока головку 2, блокировочную втулку 3 и пружину 4.

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

23. Отвернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере коробки передач.

24. Разжать щипцами стопорное кольцо заднего подшипника вторичного вала и, ударяя выколоткой из мягкого материала по торцу, выпрессовать вторичный вал.

25. Вынуть одновременно из заднего картера коробки передач вторичный вал в сборе с первичным, промежуточный вал и ось промежуточной шестерни заднего хода.

 

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

 Разборка коробки передач ГАЗ 3110

26. Проверить, что синхронизатор 3-й и 4-й передач установлен в нейтральное положение.

27. Разъединить первичный и вторичный валы, обратив внимание на то, что насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала могут выпасть из гнезда первичного вала.

28. Если в процессе эксплуатации выявилась течь масла из коробки передач через сальники, дефектные сальники необходимо выпрессовать.

РАЗБОРКА ВТОРИЧНОГО ВАЛА

1. Установить вторичный вал в вертикальное положение.


 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110

 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110

 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110

2. Снять стопорное 1 и пружинное 2 кольца синхронизатора 3-й и 4-й передач.

3. Поддеть вверх двумя отвертками шестерню 3-й передачи и сдвинуть ее вверх вместе с синхронизатором. Снять синхронизатор 3-й и 4-й передач. Затем снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом. Промаркировать блокирующее кольцо относительно муфты.

4. Снять игольчатый подшипник шестерни 3-й передачи и промаркировать его.

 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110

 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110

 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110

5. Снять стопорное кольцо упорных полуколец вторичного вала. 6. Снять два упорных полукольца. 7. Вынуть стопорный шарик.
 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110  Разборка вторичного вала ГАЗ 3110  

8. Снять шестерню 2-й передачи с блокирующим кольцом. Промаркировать блокирующее кольцо относительно муфты. 9. Снять игольчатый подшипник шестерни 2-й передачи и промаркировать его. 10. Снять синхронизатор 1-й и 2-й передач и шестерню 1-й передачи. Операция производится аналогично снятию синхронизатора 3-й и 4-й передач и шестерни 3-й передачи (см. подраздел 3.3.5, пункты 3-4).
11. Перевернуть вал.
 Разборка вторичного вала ГАЗ 3110  Разборка вторичного вала ГАЗ 3110  Разборка вторичного вала ГАЗ 3110
12. Снять стопорное и пружинное кольца ведущей шестерни привода спидометра. 13. Снять ведущую шестерню привода спидометра, вынув предварительно стопорный шарик. 14. Спрессовать шариковый подшипник 1 и снять упорную шайбу. Снять шестерню 2 5-й передачи с блокирующим кольцом 3. Промаркировать блокирующее кольцо относительно муфты.
15. Снять игольчатый подшипник и распорную втулку. Промаркировать игольчатый подшипник.
16. Снять стопорное кольцо.
17. Снять синхронизатор 5-й передачи и заднего хода и шестерню заднего хода. Операция производится аналогично снятию синхронизатора 3-й и 4-й передач и шестерни 3-й передачи

РАЗБОРКА ПЕРВИЧНОГО ВАЛА



 Разборка первичного вала ГАЗ 3110

 

 Разборка первичного вала ГАЗ 3110

1. Снять блокирующее кольцо если оно осталось на первичном валу. 2. Вынуть насыпные ролики (14 шт.) переднего подшипника вторичного вала, если это не было сделано ранее. 3. Снять стопорное кольцо 1 и пружинную шайбу 2 шарикового подшипника первичного вала. Спрессовать шариковый подшипник 3 с первичного вала.


РАЗБОРКА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ВАЛА

 Разборка промежуточного вала ГАЗ 3110

1. Спрессовать с промежуточного вала шариковые подшипники 1 и при необходимости напрессованные венцы шестерен.

Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода



 Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода ГАЗ 3110

1. Выпрессовать пружинный штифт 1 и снять втулку 2. После этого можно снять промежуточную шестерню 3 заднего хода с игольчатым подшипником.

Разборка рычага переключения передач



 Разборка рычага переключения передач ГАЗ 3110

 Разборка рычага переключения передач ГАЗ 3110

 Разборка рычага переключения передач ГАЗ 3110

1. Отвернуть рукоятку рычага переключения передач.

2. Снять чехол рычага переключения передач.

3. Отжать с помощью отверток лепестки пластмассовой запорной втулки.

 Разборка рычага переключения передач ГАЗ 3110

 Разборка рычага переключения передач ГАЗ 3110

 Разборка рычага переключения передач ГАЗ 3110

4. Разъединить нижнюю и верхнюю части рычага переключения передач.

5. Отжать лепестки распорной втулки 1 и снять ее. Снять нижнюю подушку 2.

6. Снять пластмассовую запорную втулку 1, колпак 2 рычага с уплотнителем, седло 3 пружины и пружину 4.

Разборка синхронизатора



1. Проверить наличие совмещенных меток на ступице и скользящей муфте синхронизатора и, если их нет, промаркировать.

 Разборка синхронизатора ГАЗ 3110

 Разборка синхронизатора ГАЗ 3110

 Разборка синхронизатора ГАЗ 3110

2. Снять со ступицы скользящую муфту. 3. Вынуть три сухаря. 4. Вынуть из ступицы две пружины.

Осмотр и дефектовка деталей коробки передач



1. Промыть тщательно детали и узлы коробки передач и продуть сжатым воздухом.
2. Провести внешний осмотр деталей и узлов.
3. Заменить поврежденные прокладки.
4. Проверить состояние валов. При наличии питтинга (раковин) на шейках и гнездах подшипников, следов видимого износа валы необходимо заменить. При замене первичного вала необходимо проверить легкость его перемещения в ведомом диске сцепления. Для этого нужно вставить его в шлицевое отверстие ведомого диска (сцепление при этом можно не разбирать) и подвигать первичный вал в продольном направлении.
5. Проверить состояние шестерен коробки передач. При наличии сколов и выкрашивания зубьев, задиров на поверхностях отверстий, шестерни заменить.
6. Проверить состояние подшипников. При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках, повреждения сепараторов подшипники заменить.
7. Проверить состояние синхронизаторов. При наличии сколов и забоин на шлицах ступицы и скользящей муфты, износа сухарей и поломки пружин синхронизатор необходимо заменить.
8. Проверить состояние блокирующих колец синхронизаторов. При наличии забоин и сколов на зубчатых венцах, значительной выработки на конусах блокирующие кольца заменить.

 Осмотр и дефектовка деталей коробки передач ГАЗ 3110

9. Проверить зазор между шестернями и соответствующими блокирующими кольцами, который должен быть в пределах 1,1–1,5 мм. В противном случае блокирующее кольцо необходимо заменить.

10. Проверить состояние штоков включения передач. При наличии погнутости, задиров и заусенцев, разбалтывания отверстия под стопорный палец, выработки лунок под фиксаторы штоки необходимо заменить.

11. Проверить состояние вилок переключения передач. При наличии износа лапок и погнутости вилки заменить.
12. При обнаружении в процессе эксплуатации течи масла через сальники, а также износе рабочих кромок сальники заменить.
13. Проверить состояние картеров коробки передач. При обнаружении трещин, забоин и глубоких рисок на сопрягаемых поверхностях, смятия и выработки в гнездах под подшипники картеры заменить.
14. При обнаружении задиров и деформации на упорных шайбах и стопорных кольцах, а также при потере упругости стопорных колец их необходимо заменить.


Сборка синхронизатора



1. Смазать детали синхронизатора тонким слоем трансмиссионного масла.

 Сборка синхронизатора ГАЗ 3110

 Сборка синхронизатора ГАЗ 3110

 Сборка синхронизатора ГАЗ 3110

2. Установить одну пружину в ступицу синхронизатора.

3. Установить сухари в ступицу синхронизатора.

4. Установить скользящую муфту на ступицу в соответствии с метками.

 Сборка синхронизатора ГАЗ 3110

 

 

5. Установить вторую пружину так, чтобы загнутые концы обеих пружин находились в одном сухаре, а витки пружины были направлены в разные стороны.

6. Проверить легкость осевого перемещения деталей синхронизатора.

7. Боковой зазор между ступицей и скользящей муфтой должен быть в пределах 0,01–0,05 мм.

СБОРКА РЫЧАГА переключения передач производится  В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ

Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода


1. Смазать детали оси промежуточной шестерни заднего хода тонким слоем трансмиссионного масла.

2. Вставить иглы (21 шт.) подшипника в отверстие промежуточной шестерни заднего хода. Для удобства их установки допускается смазать посадочное место консистентной смазкой.

3. Установить промежуточную шестерню заднего хода на ось.
4. Установить втулку на ось и повернуть ее таким образом, чтобы фаски под крепежные болты оси во втулке и головке находились в одной плоскости.
5. Запрессовать пружинный штифт.

Сборка промежуточного вала


1. Нагреть шестерни до температуры 150 °С, а промежуточный вал охладить в течение 30 мин и напрессовать шестерни на вал.

2. Смазать остывший вал и остальные детали тонким слоем трансмиссионного масла.

3. Установить стопорное кольцо.
4. Напрессовать на вал подшипники, прикладывая усилие к внутренним кольцам подшипников.

Сборка первичного вала


1. Смазать детали первичного вала тонким слоем трансмиссионного масла.

2. Напрессовать на вал подшипник, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.

3. Вставить насыпные ролики (14 шт.) в посадочное место первичного вала. Для удобства их установки допускается смазать посадочное место консистентной смазкой.
4. Установить блокирующее кольцо. Новое блокирующее кольцо необходимо притереть к конусу шестерни.

Сборка первичного вала


1. Смазать детали первичного вала тонким слоем трансмиссионного масла.

2. Напрессовать на вал подшипник, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.

3. Вставить насыпные ролики (14 шт.) в посадочное место первичного вала. Для удобства их установки допускается смазать посадочное место консистентной смазкой.
4. Установить блокирующее кольцо. Новое блокирующее кольцо необходимо притереть к конусу шестерни.

Сборка вторичного вала

Сборку вторичного вала проводят в порядке, обратном разборке. Перед сборкой смазать детали вторичного вала тонким слоем трансмиссионного масла. Обратить внимание на то, чтобы при сборке сухари синхронизаторов вошли в пазы блокирующих колец. Шариковый подшипник необходимо напрессовывать на вал, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника.

Сборка коробки передач

 

 

 Сборка коробки передач ГАЗ 3110

1. Запрессовать в удлинитель заднего картера два сальника заподлицо с торцем удлинителя, если их снимали. Их рабочие кромки должны быть направлены внутрь усилителя.

 Сборка коробки передач ГАЗ 3110 2. Установить в канавку заднего картера стопорное кольцо шарикового подшипника вторичного вала, если его снимали.

3. Установить на вторичном валу скользящую муфту синхронизатора 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода.
4. Надеть на вторичный вал первичный вал так, чтобы не выпали насыпные ролики. При этом следить, чтобы выступы блокирующего кольца на первичном валу вошли в пазы ступицы синхронизатора 3-й и 4-й передач.
5. Соединить вторичный вал в сборе с первичным в комплект, с блоком шестерен и осью промежуточной шестерни заднего хода, введя соответствующие шестерни в зацепление. Для удобства дальнейшего монтажа можно связать получившийся комплект веревкой.
6. Установить в вертикальное положение в тисках заднюю часть картера.
7. Вставить в заднюю часть картера комплект валов, разжать стопорное кольцо и запрессовать в посадочные места на задней части картера шариковые подшипники вторичного вала и блока шестерен, прилагая усилие попеременно на торец шестерни 1-й передачи вторичного вала и торец промежуточного вала до тех пор, пока стопорное кольцо не будет обжимать наружное кольцо шарикового подшипника. После этого провести окончательную запрессовку до момента посадки стопорного кольца одновременно в канавку задней части картера и в канавку подшипника.
8. Установить в посадочное место на задней части картера ось промежуточной шестерни заднего хода и завернуть болт крепления, не затягивая его.
9. Установить заднюю часть картера коробки передач в горизонтальное положение.
10. Вставить в пазы скользящих муфт синхронизаторов вилки переключения соответствующих передач.

  Сборка коробки передач ГАЗ 3110 11. Установить стопорные плунжеры между отверстиями для штоков 3-й и 4-й, 1-й и 2-й и 5-й передач, а также передачи заднего хода. Для монтажа плунжеров рекомендуется использовать оправку и бородок, но для этого придется удалить заглушку и после монтажа установить новую. Поэтому легче постараться вставить плунжеры без оправки.
 Сборка коробки передач ГАЗ 3110 12. Установить в отверстие штока переключения 3-й и 4-й передач стопорный палец.
13. Установить шток переключения 3-й и 4-й передач в отверстие картера и головку вилки переключения 3-й и 4-й передач. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
14. Установить шток переключения 1-й и 2-й передач в отверстие картера и головку вилки переключения 1-й и 2-й передач. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом.
15. Установить стопорный плунжер до упора в шток переключения 3-й и 4-й передач.
16. Провести сборку штока переключения 5-й передачи и заднего хода, если он подвергался разборке.
17. Вставить шток в отверстие картера и отверстие вилки переключения 5-й передачи и заднего хода. Закрепить вилку на штоке стопорным болтом. При монтаже штока необходимо обратить внимание на правильность установки пружины блокировочной втулки (один конец должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера, а другой заведен в выемку блокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат к головке штока переключения 5-й передачи и заднего хода).
18. Установить шток переключения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение.
19. Установить шарики и пружины фиксаторов в соответствующие отверстия.
20. Установить пластину фиксаторов штоков с прокладкой на место и затянуть два болта крепления пластины.
21. Если при ремонте коробки передач заменяли либо один из картеров коробки, либо блок шестерен (или его детали), то необходимо определить размер толщины регулировочных колец 24 (рис. Пятиступенчатая коробка передач), чтобы обеспечить необходимый осевой зазор блока шестерен (см. подраздел 3.3.19). После этого установить подобранный по требуемой толщине пакет регулировочных колец в посадочное место шарикового подшипника на передней части картера.
22. Установить в вертикальное положение в тисках заднюю часть картера с валами.
23. Установить паронитовую прокладку.
24. Установить переднюю часть картера, совместив соответствующие отверсия с установочными втулками, и напрессовать его на шариковые подшипники первичного вала и блока шестерен, ударяя молотком из мягкого металла по приливам передней части картера. При этом первичный вал необходимо вытягивать вверх.
25. Завернуть десять болтов крепления переднего и заднего картеров равномерно по диагонали моментом 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м). При этом надо учесть, что два верхних болта более длинные (размер M8–6gx35), остальные восемь болтов имеют размер M8–6gx30.
26. Установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипника первичного вала.
 Сборка коробки передач ГАЗ 3110 27. Если заменялся сальник первичного вала, то его необходимо запрессовать в крышку подшипника до упора с помощью оправки.
28. Установить крышку подшипника с прокладкой и завернуть три болта крепления моментом 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м).
29. Завернуть в передний картер болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и окончательно затянуть оба болта крепления оси моментом 44–56 Н·м (4,4–5,6 кгс·м).
30. Завернуть в передний картер сапун и выключатель света заднего хода с прокладкой.
31. Установить в картер привод спидометра со стопором и завернуть болт крепления стопора.
32. Ввернуть маслозаливную пробку.
33. Установить корпус рычага переключения передач с прокладкой и завернуть четыре болта крепления моментом 14–18 Н·м (1,4–1,8 кгс·м).
34. Смазать трансмиссионным маслом направляющую втулку выжимного подшипника сцепления.
35. Установить поролоновую прокладку на направляющую втулку, смазав предварительно втулку трансмиссионным маслом.
36. Установить на направляющую втулку выжимной подшипник с муфтой.

Регулировка осевого зазора блока шестерен



 Регулировка осевого зазора блока шестерен ГАЗ 3110 1. Регулировку осевого зазора блока шестерен выполняют подбором толщины регулировочных колец, обеспечивающих необходимый осевой зазор. Толщину пакета регулировочных колец, определяютя по формуле

Т = А – З – В + С,

где А — расстояние от торца посадочного места под передний подшипник блока шестерен в переднем картере до заднего торца переднего картера (сопрягающейся поверхности с задним картером), мм;
З — необходимый осевой зазор блока шестерен, равный 0,0–0,2 мм;
В — расстояние от переднего конца заднего картера (сопрягающейся поверхности с передним картером) до торца наружного кольца переднего подшипника блока шестерен;
С — расчетная толщина паронитовой уплотнительной прокладки между картерами в сжатом состоянии, равная 0,33 мм.

2. Подобрать в соответствии с расcчитанным размером Т пакет регулировочных колец.

Установка



Устанавливают коробку передач в порядке, обратном снятию. При этом затянуть гайки крепления коробки передач к картеру сцепления моментом 50–62 Н·м (5,0–6,2 кгс·м).

Возможные неисправности пятиступенчатой коробки передач. Их причины и методы устранения

Причина неисправности
Метод устранения
Затрудненное переключение передач
Неполное выключение сцепления из-за неисправности гидропривода выключения сцепления Ремонт гидропривода сцепления
Ослабление момента затяжки стопорных болтов крепления вилок к штокам Затянуть стопорные болты
Заусенцы на зубьях скользящих муфт синхронизаторов Зачистить заусенцы
Неравномерный износ отверстий под штифты в корпусе рычага переключения передач Заменить корпус рычага переключения передач
Нарушение синхронизации включения передач переднего хода
Износ конуса блокирующего кольца синхронизатора Проверить осевой зазор. При необходимости заменить блокирующее кольцо, притерев его к поверхности шестерни
Деформация блокирующего кольца синхронизатора – неплотная посадка кольца на конусе Заменить блокирующее кольцо, притерев его к поверхности шестерни
Износ скосов зубьев блокирующего кольца или муфты синхронизатора Заменить блокирующее кольцо или муфту синхронизатора
Самопроизвольное выключение передач
Ослабление затяжки крепежных соединений коробки передач к картеру сцепления или картера сцепления к блоку цилиндров Затянуть крепежные соединения
Износ зубьев боковых поверхностей скользящих муфт синхронизаторов или износ зубьев шестерен Заменить дефектные детали
Потеря упругих свойств пружинами фиксаторов Заменить пружины
Повышенный шум в коробке передач
Износ зубьев шестерен Заменить дефектные шестерни
Износ подшипников Заменить дефектные подшипники
Пониженный уровень масла в картере коробки передач Долить масло до необходимого уровня
Подтекание масла из коробки передач
Повышенное давление в картере коробки передач из-за загрязнения сапуна Прочистить или заменить сапун
Износ рабочих кромок сальников Заменить дефектные сальники
Негерметичность пробок или заглушек Затянуть пробки. Установить пробки и заглушки на герметик
Ослабление затяжки крепежных соединений переднего и заднего картеров, передней крышки или корпуса рычага переключения передач Затянуть крепежные соединения
Дефекты или повреждение прокладок на сопрягаемых поверхностях Устранить дефекты сопрягаемых поверхностей или заменить прокладки
Вибрация при движении
Износ сталебаббитовой втулки заднего картера коробки передач Заменить задний картер коробки передач
При включении любой передачи не передается крутящий момент на ведущие колеса
Ослабление посадки шестерен на промежуточном валу Заменить блок шестерен

ремонт кпп, ремонт, капитальный ремонт кпп, замена двигателя, ремонт кпп ваз, ремонт коробки передач, ремонт акпп, мкпп, замена акпп, ремонт кпп 2109, ремонт автоматических коробок передач, мкпп ремонт, замена мкпп, ремонт коробок передач, ремонт коробки ваз, ремонт автоматических коробок, ремонт коробки автомат, ремонт кпп ваз 2108, ремонт кпп ваз 2109, ремонт мкпп, ремонт кпп ваз 2110

© korobka-nsk
Конструктор сайтовuCoz